Персональный гид Светлана Ржеусская

Михайловский (Инженерный) замок

Дворцы Санкт-Петербурга Музеи Санкт-Петербурга
Михайловский (Инженерный) замок
Никакое другое строение в городе не овеяно стольким количеством мистических и мифических историй, как этот замок на берегах Фонтанки и Мойки. Михайловский (Инженерный) замок – романтическая цитадель «русского Гамлета» императора Павла I Петровича.

Не желая жить в Зимнем дворце, любимой резиденции своей почившей матери Екатерины II, Павел распорядился построить новое здание на месте деревянного дворца Елизаветы I Петровны.
Существует легенда, окрашивающую данные события. Часовому Летнего дворца чудесным образом явился юноша, осиянный небесным светом. Он велел передать императору, что здесь необходимо «воздвигнуть храм и дом во имя Архистратига Михаила».
Воин поспешил исполнить волю Ангела. Так, якобы, наконец и утвердилось место для строительства Михайловского замка. Замечу, что это исключительный случай в русском дворцовом строительстве, когда зданию дали имя не предполагаемого владельца, а святого.

26 февраля 1797 года произошла торжественная закладка первого камня в фундамент дворца.
По распоряжению императора строительство велось днём и ночью (при свете фонарей и факелов), так как император требовал отстроить замок вчерне в тот же год. На стройке трудилось до шести тысяч человек одновременно. Отмечу, что по прихоти монарха использовались стройматериалы, предназначенные прежде для создания других объектов. Например, Исаакиевского собора и Таврического дворца.
Были отменены пошлины на заморские предметы, предназначавшиеся для павловского замка.

С момента начала строительства петербуржцы XVIII века с удивлением и трепетом взирали на рождающегося монстра. Такого город ещё не видел. В плане замок представлял квадрат со скруглёнными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. У всех фасадов Михайловского замка было разное оформление.

Михайловский замок. Северный фасад
Михайловский замок. Северный фасад

Северный фасад, обращённый в сторону Мойки, украшали колонны, поддерживавшие открытую террасу. По сторонам широкой лестницы стояли статуи Геракла и Флоры.

Михайловский замок. Западный фасад
Михайловский замок. Западный фасад

С западной стороны полукруглым выступом обозначена домовая церковь, золоченый шпиль которой был виден издалека. Восточный фасад, как и западный, имел полукруглый выступ, повторяющий очертания части овальной столовой, расположенной в этой части замка.

Михайловский замок. Главный фасад
Михайловский замок. Главный фасад

Главный фасад – южный – торжественен и суров: каменная облицовка стены у ворот, величественная колоннада, огромные обелиски с изображением рыцарских доспехов и вензеля Павла I в лавровом венке. На фронтоне барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульпторами братьями Стаджи.

Люди с любопытством ходили вокруг Михайловского, удивляясь странному эффекту, благодаря которому казалось, что замок постоянно меняется. К тому же замок был полностью окружен каналами и рвами, наполненными водой. Вход во дворец осуществлялся через единственный мост, который с заходом солнца разводился. Необычен был и красновато-кирпичный цвет замка. О его происхождении ходила романтическая легенда. Будто бы однажды Анна Лопухина – любовница императора – появилась на балу в красных перчатках и обронила одну из них. Несколько молодых людей кинулись поднимать перчатку, но расторопнее всех оказался император. Однако он отдал перчатку не хозяйке, а, вывернув перчатку наизнанку, архитектору Винченцо Бренна, приказав составить точно такой же колер для фасадов Михайловского. Этот цвет порой определяют как нечто среднее между цветом кирпича и свежей лососины.

Михайловский замок. Исторический вид
Михайловский замок. Исторический вид

Изначально замок носил имя архангела Михаила, небесного покровителя Павла. Изменилась территория и подле дворца. Подход к нему пролегал от Итальянской улицы, минуя тройные ворота, средний проезд которых выделялся лишь для венценосной семьи. За воротами пролегала аллея, по бокам которой находились конюшня и здание манежа (экзерциргауза). Она упиралась в кордегардии (помещения для караула), за которыми шли преддворцовые укрепления. Павел I был озабочен личной безопасностью.

Замок получился весьма своеобразным. Он словно поднимался из воды, будучи окруженным рвами и каналами, облицованными камнем (работа петрозаводских купцов Бекреневых).
По своему виду здание отличалось от строений того времени. Оно более походило на средневековую крепость, воздвигнутую в манере романтического классицизма. Но именно данный замок – ярчайший символ павловской эпохи. Он словно раскрывает перед нами особенности личности Павла I. Не зря современники отзывались о дворцовых интерьерах, как о «чуде роскоши и вкуса».
Здесь сочетались имперская парадность и «музейность», подкрепленная массой диковин из павловских коллекций. Напротив дворца простиралась площадь Коннетабля.
На ней планировалось проводить любимые царём армейские учения и парады. Площадь также окружал ров, с деревянным подъемным мостом, по бокам которого располагались пушечные орудия. В центре пространства поместили величественный монумент Петру I, за которым шло ещё три моста.

Праздничное освящение нового замка произошло 21 ноября, в день Архистратига Михаила, в 1800 году, и уже 1 февраля следующего года Павел I со двором перекочевал в него. Историки считают, что сие творение оказалось самым дорогостоящим среди строений XVIII века (по некоторым данным, затраты на строительство составляли более 6 миллионов рублей!).

Вообще, история Михайловского замка, как, впрочем, и жизнь его владельца, насквозь пронизана тайнами и мистическими предзнаменованиями. Каждый более или менее значительный факт рассматривался современниками сквозь некую мистическую призму. Когда замок освятили, он был ещё не готов. Весь ноябрь, декабрь и январь следующего года пытались закончить внутреннее убранство и изгнать из помещений чудовищную сырость. Ни того, ни другого не успели.

Нетерпеливый и категоричный в своем нетерпении Павел вместе со своим многочисленным семейством 1 февраля 1801 года въехал в новую резиденцию. А в ночь с 11 на 12 марта (ровно через 40 дней) он был убит заговорщиками.

12 марта 1801 года петербуржцы читали манифест, составленный по поручению Александра I сенатором Дмитрием Прокофьевичем Трощинским: «Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя Императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно от апоплексического удара». А в народе горько шутили: «От апоплексического удара золотой табакеркой в висок».

Особенно много народа собиралось у Михайловского замка. Народ вчитывался в чеканные буквы библейского изречения на замке: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» (видоизмененные слова из 92-го псалма царя Давида) и пытался осознать случившееся. Ведь сбылась, вероятно, самая известная в Петербурге легенда о пророчестве, связанная с этой надписью над Воскресенскими воротами Михайловского замка.

Ещё во время строительства распространились слухи, что блаженная Ксения Петербургская предрекла императору столько лет жизни, сколько букв в надписи над главным фасадом Михайловского замка. Горожане вчитывались в чеканные буквы библейского изречения на замке, снова и снова пересчитывали буквы на мраморной ленте. Выходило 47. Пророчество сбылось – ровно столько лет прожил император, убитый в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке.

А кое-кто вспоминал слова самого Павла I, который любил повторять, что умрёт на том же месте, где родился. Он родился в 1754 году во дворце Елизаветы Петровны, который стоял как раз на месте Михайловского замка.

Михайловский замок. Памятник Петру I
Михайловский замок. Памятник Петру I

Мистической атмосферой пронизан не только замок, – символика мифологии ощутима и у памятника Петру I перед Михайловским замком. Первый конный монумент в России – памятник Петру I – исполнен итальянским скульптором Карло Бартоломео Растрелли, прибывшим по приглашению в Петербург в 1716 году.Растрелли изобразил Петра I в облике римского императора, восседавшего на могучем коне. Увенчанный лавровым венком победителя, царь держал в правой рукой фельдмаршальский жезл. Растрелли достиг большого портретного сходства – он снял восковую маску с живого Петра в 1719 году. После смерти императора о модели надолго забыли. По каким-то неясным причинам и Елизавета Петровна не захотела устанавливать памятник. Растрелли планировал воздвигнуть монумент в центре Дворцовой площади. Лишь в 1799 году, в самый разгар работ по сооружению Михайловского замка, неожиданно вспомнили о конной статуе Петра I. Её решено было поставить перед южным фасадом здания. Согласно преданиям, надпись на памятнике была придумана самим Павлом I. Причём, в пику своей матери надпись он делает ещё более лаконичную, чем это сделала Екатерина II для Медного всадника. Если там было четыре слова: «Петру Первому – Екатерина Вторая», то Павел добился абсолютной краткости, ограничившись двумя словами: «Прадеду – правнук».

После убийства Павла царская свита сбежала из ледяных хором еще быстрее, чем заселялась туда. Опустевшее здание обрастало легендами и кривотолками.
Работы по дальнейшему благоустройству законсервировали, а ценности стали развозиться по другим дворцам. Лишь в 1819 году (почти через 20 лет) Михайловский замок указом Александра Павловича был отдан Главному инженерному училищу. У здания появляется и другое имя – Инженерный замок. Помимо училища, в замке, а также в двух его трёхэтажных павильонах находились Инженерный департамент и штаб инженерной части. Знаменитый К. Росси в 1820 году перепланировал окружающую его территорию. Каналы засыпали. Ясно дело, что для учебного учреждения также требовалась перепланировка, которую начали в 1822 году.

Начальство училища, к сожалению, занимали лишь нужды заведения. Никого особо не волновало сохранение исторического вида здания. Работы велись, лишь учитывая интересы училища. Кроме того, помните, как Павел I использовал для своего замка стройматериалы, предназначенные для других объектов? Теперь зданию словно приходилось расплачиваться за те царские прихоти. Так, при оформлении Нового Эрмитажа в 1840-х годах начали применять мрамор из покоев Михайловского замка. После кончины Государя Николая Павловича, покровителя училища, данное заведение с 1855 года начинают называть Николаевской инженерной академией и училищем.
По эскизу К. А. Ухтомского в 1871 году в Парадной спальне, в которой совершилось убийство царя, была обустроена Малая училищная церковь.

Среди выпускников училища — И.М. Сеченов, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, герой обороны Севастополя Эдуард Тотлебен. Многие знаменитости России проходили обучение в Михайловском (Инженерном) замке.У талантливых людей особенно в юности весьма богатая фантазия. Может, благодаря склонности к тайнам и приключениям в этих стенах так сильно муссировалась легенда о приведении, зародившаяся после трагедии с Павлом I. Согласно байкам, душа убитого императора в ночное время разгуливала по коридорам.

Михайловский замок. Призрак
Михайловский замок. Призрак

Хотя в конце XX века наши современники из комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе РАН проводили в Михайловском замке свои исследования. В поисках чуда они изучали территорию при помощи лозы, пытались зафиксировать «аномальности» на фотоплёнку. Но, скорее всего, чего-то существенного они не нашли.

В канун Первой мировой войны большинство юнкеров-инженеров отправилось на фронт.
К революционным событиям осени 1917 года в Инженерном училище оставалось лишь около ста юнкеров-новобранцев. Учащиеся и старшие офицеры училища 11 ноября 1917 года организовали восстание против большевиков. Их штаб базировался в Михайловском замке. Эта акция была подавлена.

После революции здание стали занимать разнообразные учреждения.
Инженерное училище, преобразованное в инженерные курсы (позже – Ленинградское военно-инженерное училище), оставалось в этих стенах. Во время блокады тут находился госпиталь. При бомбёжках Ленинграда восточная часть замка значительно пострадала. Ряд восстановительных работ произвели в 1953 году.
С 1957 года по наши дни в замке находится Центральная военно-морская библиотека. В разные годы здесь находились ЦБ технической информации, «ГипроНИИнеметаллоруд», «Ленгипроэнергомаш» и другие организации. При обилии «хозяев» состояние замка к 1990-ым годам оказалось никудышным: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах – грубо закрашены, лепнина уничтожена…

Но настали для этого архитектурного шедевра и светлые времена. В 1994 году здание передали Государственному Русскому музею (кроме комнат библиотеки ВМФ).
Замок полностью отреставрировали к 300-летнему юбилею Петербурга. Большинство интерьеров удалось, к счастью, восстановить в первоначальном образе. Воссоздали и фасадную надпись.
Специалисты фрагментарно реконструировали Воскресенский канал и мост, играющие некогда оградительную роль.

Вы сможете увидеть Михайловский замок, заказав обзорную экскурсию.