Достопримечательности Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича
Музеи и театры

Филармония имени Д. Д. Шостаковича

Летопись Санкт-Петербургской академической филармонии ведется с далекого 1803 года. На момент основания она стала первым в Европе филармоническим обществом. В 1821 году оно справило новоселье, переехав в бывшее здание Дворянского собрания. Особняк спроектировал Карл Росси, но строил архитектор Пётр Жако. Он же является автором уникального двухсветного зала. В зале была роскошная императорская ложа, когда-то здесь даже стояла скульптура Екатерины Великой.

Еще через три года общество, как сказали бы сейчас, громко заявило о себе, организовав мировую премьеру «Торжественной мессы» Людвига ван Бетховена. В стенах филармонии выступали известные музыканты прошлого столетия: Ференц Лист, Рихард Вагнер, Петр Чайковский, Роберт Шуман, Антон Рубинштейн, Модест Мусоргский, Полина Виардо, Николай Римский-Корсаков и другие.

С тех пор филармония олицетворяет собой музыкальную жизнь города, она стала ее центром.
Свой последний в жизни концерт здесь провёл Пётр Чайковский. В конце октября 1893 года он дирижировал своей Шестой симфонией, через несколько дней композитора не стало.
А Дмитрий Шостакович, чьё имя носит Филармония, услышал здесь свою Первую симфонию в мае 1926 года. Композитору было 20 лет.

Интересно, что оркестр Филармонии ведёт историю с Указа императора Александра Третьего от 1882 года. А в 1934 году оркестр – первым в стране – получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. Целых полвека, с 1938 по 1988 годы, им руководил Евгений Мравинский. На этом почётном посту Мравинского сменил маэстро Юрий Темирканов.

В ХХI веке трудно назвать хоть одно знаменитое в музыкальном мире имя, которое не значилось бы на афише Филармонии.

Уже после войны, 15 мая 1949 года, филармония получила еще один зал – Малый. Он разместился в здании на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова, известном как Дом Энгельгардта. Его построил русский архитектор итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли.
Здание, в котором находится Малый зал, имеет свою собственную историю. Под его сводами проходили балы и светские приемы. Именно в этом здании разворачивается сюжет лермонтовской драмы «Маскарад».

Филармония никогда не была только «храмом искусства», она всегда жила вместе со страной.

Так, в 1915 году в Большом зале располагался госпиталь.
12 июня 1921 года новая революционная власть решила изменить прежнее «царское» название филармонии, присвоив ему новое, революционное – Петроградская. Торжественное открытие последней ознаменовалось симфоническим концертом, в программе которого звучали произведения П.И. Чайковского. Дирижировал первый директор «новой старой» филармонии, русский и американский дирижер Эмиль Альбертович Купер. Он уроженец Херсона, впервые вставший за дирижерский пульт в 1896 году. Сначала работал в Киевской опере, затем в частной опере Зимина в Москве и, наконец, в Русской имперской опере.
Летом 1922 года в его здании проходил процесс над петроградским православным духовенством. На скамье подсудимых оказались 86 обвиняемых. Власти вменили им причастность к волнениям, происходившим при изъятии из местных церквей ценностей. К смертной казни были приговорены 10 человек, среди которых митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и другие.

9 августа 1942 года в Большом зале состоялась премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича. Исполнению придавалось исключительно значение: все артиллерийский силы Ленинграда были брошены на подавление огня противника. В Филармонии были зажжены все люстры. В зале сидели и вооружённые моряки и пехотинцы, и бойцы МПВО в фуфайках, и исхудавшие жители города.
Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только в Ленинграде и на передовой, но и во вражеских окопах. Остались воспоминания немецких офицеров: «Именно тогда мы поняли, что проиграли войну. Мы-то считали город мёртвым, а он показал свою силу».

Ежегодно во второй половине декабря филармония в Санкт-Петербурге принимает зимний музыкальный фестиваль «Площадь искусств», ставший традиционным. Учреждение выступает не только как его концертная площадка, но и в качестве организатора. Концерты в рамках фестиваля проходят не только в филармонии, но и в залах питерских театров, музеев и храмов. А с мая по июнь в стенах учреждения проводится ряд международных фестивалей, например «Музыкальная коллекция».

Репертуар концертов в филармонии им. Д.Д. Шостаковича расширяется за счет отечественных и зарубежных произведений музыкальной классики, включая творения таких выдающихся композиторов прошлого столетия, как Бела Барток, Игорь Стравинский, Арнольд Шёнберг, Пауль Хиндемит. Все они, каждый в свое время, выступали в Большом зале. Одновременно ширился и круг гастролеров. Назовем несколько фамилий, которые в дополнительном представлении не нуждаются: М. Ростропович, О. Клемперер, Ар. Рубинштейн, А.Б. Микеланджели, И. Менухин, Б. Вальтер, Э. Кляйбер и другие. На эстраде Большого зала играли оркестры филармоний Берлина, Нью-Йорка и Вены, оркестры из Чикаго, Бостона, Кливленда, Филадельфии, амстердамский «Концертгебау».

В настоящее время Санкт-Петербургская академическая филармония – одна из лучших концертных площадок Европы. Выступать на ней престижно, давать здесь концерты почитают за честь самые именитые музыканты и коллективы, потому что это знаменует собой совершенно новый уровень признания. За все время существования многое в концертной жизни стало другим, менялись имена на афишах, но главное предназначение филармонии неизменно – нести людям высокое искусство, воспитывать в них добро и любовь.
Знаменитый литературовед и артист Ираклий Андроников как-то сказал о Большом зале филармонии, что он, как и прежде, остается «одним из лучших мест на Земле». Думается, эти слова вполне можно отнести и к Санкт-Петербургской филармонии в целом.
Самая главная цель моей работы – делать людей счастливыми!