Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета (Владимирский проспект, 12) отсчитывает свою историю от 19 ноября 1933 года, когда в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте были сыграны «Бешеные деньги» А. Островского в постановке Исаака Кролля. Успех премьеры помог Новому театру (такое, характерное для 1930-х название получил коллектив) продолжить существование после пожара, случившегося вскоре после открытия.
Деятели культуры обратились к властям с просьбой предоставить коллективу другую площадку, и Новый театр стал играть спектакли в Театральном зале А. Павловой (по им. бывшей владелицы — купеческой жены) на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13). В первых постановках участвовали актеры — основатели труппы А. Жуков, К. Куракина, М. Розанов, Р. Рубинштейн и другие.
В 1937 году Новый театр испытал на себе борьбу советской власти с формализмом и «мейерхольдовщиной»: ученик В. Мейерхольда И. Кролль, возглавлявший театр, был уволен. На место руководителя пригласили Бориса Сушкевича — актера и режиссера, воспитанника 1-й Студии МХТ, который считался вернейшим учеником К. Станиславского и продолжателем его системы. Вместе с Б. Сушкевичем работала его жена Надежда Бромлей.
Спектакли этого периода — «Дети Ванюшина» (1937) А. Найденова, «Беспокойная старость» (1937) Л. Рахманова, «Скупой» (1938) Ж.-Б. Мольера и другие — отличались тонкой психологической разработкой характеров и слаженностью ансамбля. Б. Сушкевич в 1940 году поставил «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, сам сыграл Маттиаса Клаузена, и этот спектакль считается одной из лучших работ Нового театра довоенного времени. В 1940 году труппа была отправлена на длительные гастроли на Дальний Восток, там Новый театр застала Великая Отечественная война. Коллектив работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. По возвращении в Ленинград оказалось, что в разрушенном здании невозможно играть. Тогда Новый театр получил в пользование здание бывшего Дома Корсаковых. Владимирский проспект, 12, стал для театра третьим ленинградским «местом прописки».
Б. Сушкевич умер в 1946 году, и на некоторое время руководство театром приняла Н. Бромлей. Среди других ленинградских спектаклей конца 1940-х выделялась поставленная ею «Нора» по Г. Ибсену, где главную роль сыграла Галина Короткевич, ученица Б. Сушкевича и Н. Бромлей по Театральному институту на Моховой.
После кратких периодов руководства Бориса Зона (1947—1949) и Сергея Морщихина (1949—1951) Новый театр в 1951 году возглавил Николай Акимов, незадолго до этого отстраненный от своего Театра комедии на Невском. Акимовское пятилетие стало для Нового театра временем стремительного взлета. Режиссер продолжил поиски в своем любимом жанре комедии. Это нашло выражение, с одной стороны, в постановке полузабытых на то время пьес «Тени» (1953) М. Салтыкова-Щедрина и «Дело» (1955) А. Сухово-Кобылина (где проявились ранее не свойственные Акимову сатирические краски), а с другой — в постановке современной молодежной комедии, как «Весна в Москве» В. Гусева с Г. Короткевич в главной роли.
Во время руководства Н. Акимова Новый театр — к своему 20-летнему юбилею — получил в 1953 году новое название — Театр им. Ленинградского совета.
«Оттепель» сделала возможным триумфальное возвращение Н. Акимова в Театр комедии, а для Театра им. Ленсовета вновь настала чересполосица: на руководящем посту сменяли друг друга Павел Вейсбрем (1956—1958), Иван Ефремов (1958—1959), Тихон Кондрашев (1959—1960).
Ситуация изменилась с приходом актера и режиссера Игоря Владимирова в 1960 году, которому суждено было возглавлять театр почти сорок лет — до конца жизни. Знаменательным стало приглашение им в труппу Алисы Фрейндлих (1962). Их творческий и семейный союз на долгие годы определил судьбу Театра им. Ленсовета.
И. Владимирову удалось в короткий срок вывести театр из кризиса. Труппа Театра им. Ленсовета стала одной из лучших в городе; режиссер пригласил М. Девяткина, Г. Жженова, А. Равиковича, Л. Дьячкова, А. Петренко, В. Харитонова, Е. Каменецкого, А. Солоницына, Л. Малеванную и других. В дальнейшем в театр пришли М. Боярский, И. Мазуркевич, Е. Соловей, Л. Киракосян, С. Стругачев. В труппу влились и шесть поколений учеников Владимирова: С. Мигицко, Л. Луппиан, О. Леваков, В. Матвеев, Л. Мельникова и другие.
Для первого выпуска И. Владимирова в 1974 году была открыта Малая сцена — «Старшим сыном» А. Вампилова.
Лицом театра И. Владимирова стали музыкально-драматические спектакли, пользовавшиеся огромным успехом. Этот синтетический жанр отчетливо проявился в «Трехгрошовой опере» (1966) Б. Брехта — К. Вайля, спектакле, ставшем одной из вершин как для Театра им. Ленсовета, так и для актрисы. Другие известные музыкальные постановки — «Укрощение строптивой» (1970) У. Шекспира, мюзикл «Дульсинея Тобосская» (1973) по пьесе А. Володина, спектакль-концерт «Люди и страсти» (1974) по произведениям классиков немецкой драматургии.
И. Владимирова интересовала современная мелодрама: «Таня» (1963), «Мой бедный Марат» (1965), «Старомодная комедия» (1975) А. Арбузова, «Варшавская мелодия» (1967) Л. Зорина; социальная драма: «Ковалева из провинции» (1973) И. Дворецкого; зарубежная комедия: «Человек и джентльмен» (1967) Э. де Филиппо, «Двери хлопают» (1972) М. Фермо, «Миссис Пайпер ведет следствие» (1972) Д. Поплуэлла.
При Владимирове на сцене Театра им. Ленсовета пробовали свои силы многие известные режиссеры, здесь ставили Г. Опорков, С. Спивак, А. Морозов, Т. Казакова, Г. Тростянецкий. В 1996 году директором, а в 1999-м (после смерти И. Владимирова) — художественным руководителем Театра им. Ленсовета стал Владислав Пази. Среди постановок В. Пази — «Король, дама, валет» (1997) В. Набокова, «Фредерик, или Бульвар преступлений» (2002) Э.-Э. Шмитта, «Приглашение в замок» (2005) Ж. Ануя, «Гедда Габлер» (2006) Г. Ибсена и другие. Режиссер продолжил ленсоветовскую традицию музыкального спектакля. Событием стало возвращение Алисы Фрейндлих на сцену Театра им. Ленсовета, из которого она ушла в БДТ в 1983 году. Как приглашенная актриса А. Фрейндлих сыграла в моноспектакле В. Пази «Оскар и Розовая Дама» (2004) Э.-Э. Шмитта.
Знаменательным стало приглашение Юрия Бутусова, приведшего с собой молодых артистов К. Хабенского, М. Пореченкова, М. Трухина, А. Зиброва. С ними Ю. Бутусов поставил «В ожидании Годо» (1996) С. Беккета, «Войцека» (1997) Г. Бюхнера, «Калигулу» (1998) А. Камю — спектакли, во многом определившие климат театрального Питера 1990-х. Критики, причислившие Ю. Бутусова к «новой волне» петербургской режиссуры, писали об игровом начале его театра, корнями уходящем в фарс, лицедейство, балаган, карнавал.
После смерти В. Пази в 2006 году в театр приглашались на постановку режиссеры разных школ и направлений: Г. Стрелков, руководивший коллективом в 2008–2011 годах, С. Федотов, В. Петров, П. Шерешевский, А. Праудин, В. Сенин.
В 2011 году главным режиссером театра стал Юрий Бутусов. Его первой режиссерской работой в этом качестве стал «Макбет. Кино» по шекспировской пьесе.
Деятели культуры обратились к властям с просьбой предоставить коллективу другую площадку, и Новый театр стал играть спектакли в Театральном зале А. Павловой (по им. бывшей владелицы — купеческой жены) на Троицкой улице (ныне улица Рубинштейна, 13). В первых постановках участвовали актеры — основатели труппы А. Жуков, К. Куракина, М. Розанов, Р. Рубинштейн и другие.
В 1937 году Новый театр испытал на себе борьбу советской власти с формализмом и «мейерхольдовщиной»: ученик В. Мейерхольда И. Кролль, возглавлявший театр, был уволен. На место руководителя пригласили Бориса Сушкевича — актера и режиссера, воспитанника 1-й Студии МХТ, который считался вернейшим учеником К. Станиславского и продолжателем его системы. Вместе с Б. Сушкевичем работала его жена Надежда Бромлей.
Спектакли этого периода — «Дети Ванюшина» (1937) А. Найденова, «Беспокойная старость» (1937) Л. Рахманова, «Скупой» (1938) Ж.-Б. Мольера и другие — отличались тонкой психологической разработкой характеров и слаженностью ансамбля. Б. Сушкевич в 1940 году поставил «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, сам сыграл Маттиаса Клаузена, и этот спектакль считается одной из лучших работ Нового театра довоенного времени. В 1940 году труппа была отправлена на длительные гастроли на Дальний Восток, там Новый театр застала Великая Отечественная война. Коллектив работал в городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. По возвращении в Ленинград оказалось, что в разрушенном здании невозможно играть. Тогда Новый театр получил в пользование здание бывшего Дома Корсаковых. Владимирский проспект, 12, стал для театра третьим ленинградским «местом прописки».
Б. Сушкевич умер в 1946 году, и на некоторое время руководство театром приняла Н. Бромлей. Среди других ленинградских спектаклей конца 1940-х выделялась поставленная ею «Нора» по Г. Ибсену, где главную роль сыграла Галина Короткевич, ученица Б. Сушкевича и Н. Бромлей по Театральному институту на Моховой.
После кратких периодов руководства Бориса Зона (1947—1949) и Сергея Морщихина (1949—1951) Новый театр в 1951 году возглавил Николай Акимов, незадолго до этого отстраненный от своего Театра комедии на Невском. Акимовское пятилетие стало для Нового театра временем стремительного взлета. Режиссер продолжил поиски в своем любимом жанре комедии. Это нашло выражение, с одной стороны, в постановке полузабытых на то время пьес «Тени» (1953) М. Салтыкова-Щедрина и «Дело» (1955) А. Сухово-Кобылина (где проявились ранее не свойственные Акимову сатирические краски), а с другой — в постановке современной молодежной комедии, как «Весна в Москве» В. Гусева с Г. Короткевич в главной роли.
Во время руководства Н. Акимова Новый театр — к своему 20-летнему юбилею — получил в 1953 году новое название — Театр им. Ленинградского совета.
«Оттепель» сделала возможным триумфальное возвращение Н. Акимова в Театр комедии, а для Театра им. Ленсовета вновь настала чересполосица: на руководящем посту сменяли друг друга Павел Вейсбрем (1956—1958), Иван Ефремов (1958—1959), Тихон Кондрашев (1959—1960).
Ситуация изменилась с приходом актера и режиссера Игоря Владимирова в 1960 году, которому суждено было возглавлять театр почти сорок лет — до конца жизни. Знаменательным стало приглашение им в труппу Алисы Фрейндлих (1962). Их творческий и семейный союз на долгие годы определил судьбу Театра им. Ленсовета.
И. Владимирову удалось в короткий срок вывести театр из кризиса. Труппа Театра им. Ленсовета стала одной из лучших в городе; режиссер пригласил М. Девяткина, Г. Жженова, А. Равиковича, Л. Дьячкова, А. Петренко, В. Харитонова, Е. Каменецкого, А. Солоницына, Л. Малеванную и других. В дальнейшем в театр пришли М. Боярский, И. Мазуркевич, Е. Соловей, Л. Киракосян, С. Стругачев. В труппу влились и шесть поколений учеников Владимирова: С. Мигицко, Л. Луппиан, О. Леваков, В. Матвеев, Л. Мельникова и другие.
Для первого выпуска И. Владимирова в 1974 году была открыта Малая сцена — «Старшим сыном» А. Вампилова.
Лицом театра И. Владимирова стали музыкально-драматические спектакли, пользовавшиеся огромным успехом. Этот синтетический жанр отчетливо проявился в «Трехгрошовой опере» (1966) Б. Брехта — К. Вайля, спектакле, ставшем одной из вершин как для Театра им. Ленсовета, так и для актрисы. Другие известные музыкальные постановки — «Укрощение строптивой» (1970) У. Шекспира, мюзикл «Дульсинея Тобосская» (1973) по пьесе А. Володина, спектакль-концерт «Люди и страсти» (1974) по произведениям классиков немецкой драматургии.
И. Владимирова интересовала современная мелодрама: «Таня» (1963), «Мой бедный Марат» (1965), «Старомодная комедия» (1975) А. Арбузова, «Варшавская мелодия» (1967) Л. Зорина; социальная драма: «Ковалева из провинции» (1973) И. Дворецкого; зарубежная комедия: «Человек и джентльмен» (1967) Э. де Филиппо, «Двери хлопают» (1972) М. Фермо, «Миссис Пайпер ведет следствие» (1972) Д. Поплуэлла.
При Владимирове на сцене Театра им. Ленсовета пробовали свои силы многие известные режиссеры, здесь ставили Г. Опорков, С. Спивак, А. Морозов, Т. Казакова, Г. Тростянецкий. В 1996 году директором, а в 1999-м (после смерти И. Владимирова) — художественным руководителем Театра им. Ленсовета стал Владислав Пази. Среди постановок В. Пази — «Король, дама, валет» (1997) В. Набокова, «Фредерик, или Бульвар преступлений» (2002) Э.-Э. Шмитта, «Приглашение в замок» (2005) Ж. Ануя, «Гедда Габлер» (2006) Г. Ибсена и другие. Режиссер продолжил ленсоветовскую традицию музыкального спектакля. Событием стало возвращение Алисы Фрейндлих на сцену Театра им. Ленсовета, из которого она ушла в БДТ в 1983 году. Как приглашенная актриса А. Фрейндлих сыграла в моноспектакле В. Пази «Оскар и Розовая Дама» (2004) Э.-Э. Шмитта.
Знаменательным стало приглашение Юрия Бутусова, приведшего с собой молодых артистов К. Хабенского, М. Пореченкова, М. Трухина, А. Зиброва. С ними Ю. Бутусов поставил «В ожидании Годо» (1996) С. Беккета, «Войцека» (1997) Г. Бюхнера, «Калигулу» (1998) А. Камю — спектакли, во многом определившие климат театрального Питера 1990-х. Критики, причислившие Ю. Бутусова к «новой волне» петербургской режиссуры, писали об игровом начале его театра, корнями уходящем в фарс, лицедейство, балаган, карнавал.
После смерти В. Пази в 2006 году в театр приглашались на постановку режиссеры разных школ и направлений: Г. Стрелков, руководивший коллективом в 2008–2011 годах, С. Федотов, В. Петров, П. Шерешевский, А. Праудин, В. Сенин.
В 2011 году главным режиссером театра стал Юрий Бутусов. Его первой режиссерской работой в этом качестве стал «Макбет. Кино» по шекспировской пьесе.