Место выбрала сама Екатерина II
Место установки монумента — пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России — Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.
Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.
Скульптора порекомендовали Дидро и Вольтер
Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.
Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».
Камень для постамента искали по объявлению
Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя — Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.
Отозвался некий крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками строительного камня в Петербург. У него давно была на примете глыба в районе Лахты, но только не было инструмента, чтобы ее расколоть. Где именно лежал Гром-камень, доподлинно неизвестно. Возможно, неподалеку от поселка Лисий Нос. В документах остались сведения, что путь камня до города занял восемь верст.
Не медный, а бронзовый
Памятник традиционно называют Медным всадником с легкой руки Пушкина, хотя отлит он из бронзы. Мастерскую обустроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Скульптор продумывал каждую мелочь и проделал колоссальную работу.
«Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, этого не было в моей памяти, еще меньше в моем воображении, чтобы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника не один раз, а более ста различными приемами на разных лошадях», — писал Фальконе.
Работа над моделью скульптуры длилась с 1768 по 1770 год. Над головой Петра работала юная ученица Фальконе Мари Анн Колло, а змею под копытом коня вылепил Федор Гордеев. Мари Анн за эту работу была принята в члены Российской Академии художеств, а Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
Отливка статуи заняла 8 лет
Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Но первая попытка оказалась неудачной – труба с раскаленной бронзой лопнула, и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года. Постоянные неурядицы и срывы сроков испортили отношения между Фальконе и Екатериной, и в сентябре 1778 года скульптор покинул город, не дождавшись завершения работы над памятником. Медный всадник оказался последним произведением в его жизни. Кстати, на одной из складок плаща Петра I можно найти надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Федор Гордеев. По повелению Екатерины на постаменте написали «Екатерина II Петру I». Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года.
В честь этого события императрица издала манифест о всеобщей амнистии, а также велела отчеканить серебряные и золотые медали с его изображением. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Голицына в 1783 году.
Памятник пережил три войны
Медный всадник «прошел» через три войны без повреждений, хотя и находится на удобном для обстрела месте.
С Отечественной войной 1812 года связана легенда, которая гласит, что Александр I приказал эвакуировать памятник в Вологодскую губернию, когда возникла угроза захвата Петербурга французскими войсками.
Некий майор Батурин добился аудиенции у князя Голицына и рассказал ему о сне, который преследовал его. Якобы он видит, как Петр на Сенатской площади съезжает с постамента и скачет в резиденцию царя на Каменном острове. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Как гласит предание, Голицын пересказал сон государю, и тот отменил приказ об эвакуации памятника.
Первая мировая война в итоге так же не затронула величественного Петра, а во время Великой Отечественной войны Медного всадника обшили бревнами и досками, памятник укрыли мешками с песком и землей. Так же поступили с памятником Ленину на Финляндском вокзале и другими крупными монументами, которые спрятать или эвакуировать не было возможности.
Во время реставрации, которая началась в 2021 году и приурочена к 240-летию со дня установки памятника и 350-летию со дня рождения Петра I, выяснились неизвестные ранее факты.
Что же рассказывают реставраторы:
📍 Он действительно медный. В бронзе, из которой отлит памятник, более 90% меди. Так что, Пушкин был прав.
📍 Монолит, на котором стоит памятник — не монолит. Центральная часть, действительно, целиковая. Но есть ещё 4 больших куска гранита вокруг, которые имитирую волну.
Честно говоря, в последнее время, проезжая мимо памятника, швы постамента явно были видны. Меня это просто поражало. Мы же все знаем про огромный монолитный Гром-камень и про все истории вокруг него.
Видимо, в том числе и поэтому нужна была реставрация. Обещают все исследовать, швы обработать и заделать.
📍 Интересен гранит постамента. В Петербурге и окрестностях аналога ему нет. Он уникален по составу, по возрасту. Там есть слюда, и находили даже полудрагоценные вкрапления топазов и гранатов. До реставрации полагали, что это обыкновенный раппакиви. Оказалось — нет. Теперь изучают…
📍 Были опасения касательно фундамента памятника. Все-таки, 240 лет такая махина стоит на болоте. Да ещё бомбежки были и т.п. Но оказалось, что фундамент сделан на совесть, и он безукоризнен.
📍 Внутри задних опорных ног коня есть несущая конструкция, которая уходит в толщу гранита на 90 см.
📍 Хвост — бронза толщиной 10 см — не соприкасается с камнем, но соприкасается со змеёй. Внутри змеи тоже стержень, который уходит в камень. Змея — третья точка опоры памятника.
У основания хвоста обнаружен технологический лючок. Теперь думают — открывать/не открывать.
📍 Скульптор Фальконе оказывается сам взялся за отливку своей скульптуры. Хотя опыта в этом деле не имел.
Задача стояла наисложнейшая. Он рассчитал, что верх скульптуры должен быть тонкостенным, а низ — наоборот. Как это сделать за один раз — вот задача!!! Мастера-литейщики отказывались, говоря, что такую задачу может поставить только сумасшедший.
Француз рискнул, но случай помешал и отливка получилась, но в два приема.
Как он соединил две бронзовые отливки в одну? И все это стоит 240 лет. Для меня загадка, но факт очевиден.